Параллельная жизнь деревянного зодчества: сверхмалые Корелы

Самодеятельный мастер Степан Шуваев (1925–2004) изобрёл авторскую технологию ручных работ, однако до сих пор они никогда не появлялись на выставках.

– Сейчас ручной труд исчезает, а у отца был к нему талант, который не всем даётся: он сам сделал свои столярные инструменты, сам построил дачу без единого чертежа, исключительно на глаз, – рассказывает Михаил Шуваев, сын Степана Филипповича. – Макеты церквей и строений из Малых Корел он создавал по открыткам – не ставил задачу идеально соблюсти все пропорции, а вот материал готовил предельно тщательно.

Наследие Степана Шуваева невелико и интересно прежде всего в свете личности автора и его собственной технологии. Уроженец Долгощелья Мезенского района по образованию и профессии не имел никакого отношения к древесине – он работал газоэлектросварщиком в СМУ-1 строительно-монтажного треста № 2. Макетирование, которое архангельский умелец освоил с нуля без наставников и пособий, было для него скорее способом арт-терапии, чем творчеством. При этом он придумал или переоткрыл очень редкий метод. Для моделей чаще всего используют берёзу или уже отшлифованные деревянные пластины и стержни, но Шуваев выбрал иву: сам заготавливал ветви, выпрямлял их, очищал, аккуратно обтачивал, чтобы привести к единым размерам. На серию макетов ушло пять лет кропотливого труда – с 1985 по 1989 год.

Сегодня изготовление макетов автоматизировано. Имея подробный чертёж, сравнительно просто сделать модель на 3D-принтере – из пластика или на станке с ЧПУ – из древесины. Такие проекты выполняли, например, в Центре молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) в Соломбале, где однажды воссоздали в уменьшенном виде огромный дом-двор XIX века вплоть до стропиловки и узоров на наличниках. А московская компания, которая производит сборные модели в виде «коробочных» конструкторов, включила в свои наборы макет Троицкой церкви из Нёноксы (XVIII в.) высотой около полуметра. У подобных объектов свои достоинства: точность, одинаковая обработка элементов, максимальная близость к оригиналу и т. д.

— Конечно, легче всё делать по чертежам, ввести данные в программу, нарисовать макет, нарезать заготовки на станке. Но человеческую руку ничто не заменит, это не просто повтор архитектурного памятника, а живое произведение, – считает Михаил Шуваев. – Этот навык в наши дни теряется, и тем ценнее любые сохранившиеся работы.

Вячеслав Илатовскийhttp://pravdasevera.ru/