Книжки нашего детства

Однажды мне передали рукопись  рассказов о животных, чтобы я высказал своё мнение о них. Внимательно  прочитав и даже перечитав их несколько раз,  почувствовал, что  автор пытается несколько очеловечить диких животных, о которых шла речь в рассказах. Позднее в телефонном разговоре  с автором я  высказал  свои мысли, посоветовав почитать рассказы английского писателя Эрнеста Сетона  — Томпсона, в которых он  удачно очеловечивал животных, на что он ответил, что в своё время читал Бианки.  

Действительно, книги Виталия Бианки, пронизанные жаждой познания природы, занимали ранее и занимают до сих пор ведущее место среди книг детских писателей о природе. И   многие поколения наших людей, любящих природу, и пронёсших эту любовь через всю свою жизнь, в детские и школьные годы увлекались книгами Виталия Валентиновича Бианки.   Мы читали эти книги вместе с нашими   друзьями, причём вслух и попеременно. Почти все друзья после этого стали охотниками, с ружьями на охоту мы начали ходить с 15 лет,   и стали большими любителями природы. Много дней и ночей мы провели вместе на охоте, мокли и мёрзли, ночевали под ёлкой у костра и в охотничьих избушках.

Хочу рассказать всё, что я знаю о Виталии Валентиновиче Бианки — известном писателе-натуралисте. Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской детской литературы. Появление в ней научно-популярного жанра — это большая заслуга Бианки. «Лесная газета», главные герои которой не только люди, но и растения звери, птицы, — самое известное произведение писателя. Оно входит в круг детского чтения уже многие десятилетия.

Виталий Бианки родился 30 января (11 февраля) 1894 года   в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки, учёного-орнитолога, хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук. Квартира хранителя находилась прямо напротив музея, и маленький Виталий с двумя братьями, старшим Лёвой и младшим Анатолием, часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара. Но это были лишь чучела животных, а дома, в квартире хранителя императорского музея, расположился небольшой зоопарк с настоящими кошками, собаками, ёжиками и прочими зверушками. В конце 19 века коллекция музея так выросла, что не помещалась в старом здании, поэтому выделили другое. Ещё один отрывок из автобиографии писателя. «У меня надолго создалось убеждение, что мой отец – что — то вроде какого — то лесного духа, маленького, но могущественного. Он знает в лесу все тайные тропинки, все скрытые роднички, знает всех лесных птиц и зверей, понимает их язык и распоряжается ими».

В городе кругом были огромные каменные дома, Нева, одетая в гранит, булыжные дороги, поэтому ребятам каждый год очень хотелось скорее выехать летом в деревню, в лес, на берег Балтийского моря. Квартира была большая, у отца кабинет, у каждого сына своя комната. Кроме того, была отгорожена целая вольера, в которой находились клетки с птицами, аквариумы с рыбками, террариумы с ящерицами, змеями, черепахами. И всё это вывозилось на лето в деревню. Почему — то Виталий не любил слово природа, заменял это понятие словом «лес». Кроме того, он считал, «что детство – очень важная часть всей жизни человека, особенно писателя. Детство даёт так много впечатлений, они такие яркие, сильные, что оставляют след на всю жизнь». Когда Виталию исполнилось 13 лет, отец подарил ему двустволку.   С отцом он ездил на Кавказ и занимался там изучением птиц. Отец остался главным учителем Виталия по лесу.

Четыре трудных года Виталий прожил на Алтае, в городе Бийске, преподавал биологию в школе. Было плохо с питанием, с дровами. Уводил школьников за город с ночёвками, организовал свой журнал, увлёкся работой в музее. Печатал небольшие заметки о природе в местной газете. И путешествовал в верховья реки Чарыш до Телецкого озера, а обратно на плотах по реке Бии. Туда же приехал после скоропостижной   смерти отца брат Анатолий с семьёй. Там Виталий женился на Вере Николаевне Калюжной, преподавательнице французского языка. Осенью 1922 года семья вернулась в Петроград. Потом два года Бианки прожил в городе Уральске. Там написал повести «Одинец» про лося, «Аскыр» про соболя и много рассказов.

С 1924 года его главной книгой стала «Лесная газета». В ней натуралист по натуре и писатель как бы слились воедино. Были там рассказы о новостях лесных, которые не старели с годами, о непрерывном круговороте всех явлений в природе. С 1928 года «Лесная газета» издана 13 раз, при переиздании увеличивалась в размерах, вбирала новые рассказы. Книга переведена на многие языки, издана в различных странах. Читатели из тех мест, где природа похожа, находили в ней что — то родное, знакомое и радовались. А там, где природа совершенно другая, любопытный читатель узнавал для себя что — то новое.    Много рисовал зверей и птиц для книг В. Бианки художник Евгений Иванович Чарушин, а для «Лесной газеты» — Валентин Иванович Курдов. В 1930 году он путешествовал вместе с В.И. Курдовым по Обскому Северу в поисках поселений бобров. Выехали в июле, а вернулись поздней осенью. Потом издали совместную книгу «Конец земли».

В 1932 и1934 годах В.Бианки ездил на Южный Урал, в Челябинск, итогом стал небольшой сборник «В гостях у челябинцев». Из Новгородской области, где прожили первый военный год, семья эвакуировалась на Урал в мае 1942 года. В товарный вагон погрузились с вещами 11 человек. Были два писателя: Александр Гаврилович Бармин и Иван Сергеевич Соколов — Микитов. Была и собака Микитова — сеттер. До Перми ехали больше двух недель. Но Бианки не хотел оставаться в городе, хотел быть ближе к лесу. Выжить помогали огород и охота. Зато в тишине появилась возможность спокойно писать. Приходилось выезжать в Пермь и по вызову Наркомата просвещения в Москву по поводу новых книг многих авторов. Всё это требовало времени, сил и нервов. Летом 1945 года семья вернулась в Ленинград, а через год даже в старую квартиру, где Виталий смог сесть работать за стол своего отца, старый письменный стол.

Посетил я районную детскую библиотеку и попросил показать книги В. Бианки. Библиотекари вынесли большую стопу, что меня удивило. Среди них «Лесная газета» 2004 года издания (М.: Мир искателя), подаренная библиотеке Свято – Богоявленским собором. На контрольном листке срока возврата несколько записей. Значит, книга востребована нашими детьми. Это очень — очень хорошо. Она учит юного читателя ценить окружающую природу, с любовью беречь её красоту, заботиться о «братьях наших меньших». Обратил я внимание и на книгу «Задумчивые рассказы» с рисунками Д. Трубина. (Арх.: Сев. — Зап. кн. изд.,1987.). Как мне сказали, в период прохождения в школах творчества В. Бианки книжек всем ученикам не хватает.

Вспоминаю, как когда — то в детстве в разделе охоты мы со страхом прочитали один случай про волков. Их после войны в наших местах было много, они заходили по ночам в населённые пункты. Охотник выехал на лошади ночью в лес с поросёнком в санях и привлёк волков поросячий визг. Он убил одного, но когда стал подходить с ним к лошади, та, почуяв запах волка, рванулась и унеслась в деревню. Охотник остался без ружья, оно лежало в санях. Тогда осмелевшая волчья стая растерзала и его, и своего собрата. Где это произошло и когда, автор не указывает. Такие случаи, конечно, большая редкость. За всю жизнь я не видал волка в лесу ни разу. Только однажды, когда был школьником, ненцы приехали в Малую Слободу с волчонком на привязи. Все сразу сбежались поглядеть на него, вот тогда я и увидел живого волка и зелёные его глаза.

В этой книге мы узнали и о ловушке – ледянке. Ведро с водой выставлялось на мороз. Вода по стенкам, по дну и по верху застывает быстрее. Когда лёд достигает толщины двух пальцев, ведро заносят домой, стенки нагреваются и ледянку можно достать, пробивается вверху дырка. Вода выливается и получается ловушка для горностая. Правда, к месту установки нужно на санках тащить. Зарывается ледянка в снег, в неё приманка ложится и всё. Горностай, привлечённый приманкой, забирается туда, а обратно ему уже не выбраться. Правда, ледянку приходится ломать, но добыча того стоит, а другую не составит труда сделать. Даже был такой случай. Охотник никак не мог поймать горностая, приманка не привлекала зверька. Тогда он опустил в ледянку часы и привлечённый необычным звуком, горностай попался.

В 50 — е годы В. Бианки собрал группу писателей, хорошо знающих и любящих природу нашей страны, для организации радиопередач для детей о природе, «чтобы не скучали ребята, а радовались». В неё входили Борис Степанович Житков, Михаил Петрович Малишевский, Елена Яковлевна Данько, Нина Михайловна Павлова, Николай Иванович Сладков, Алексей Алексеевич Ливеровский и многие другие писатели. В. Бианки называл эту группу «могучей кучкой». Передачи выходили в эфир постоянно раз в месяц и очень нравились не только детям, но и взрослым и даже тем, кто увлечённо работал над «Вестями из леса». В передаче были разделы: «Происшествия», «Загадки», «Дела ребячьи». И даже смешные: «Книга жалоб и предложений», «Подслушанные разговоры», «Доска объявлений», «Моды сезона». Использовались в передачах рассказы и сказки. Звери, птицы, лягушки, бабочки и деревья говорили на человеческом языке, чтобы всем ребятам понятно было. А говорили, конечно, артисты радио. Мы с друзьями и одноклассниками тоже слушали внимательно эти передачи, пытались отвечать на вопросы загадок природных, бурно обсуждали услышанное. Встречи с автором, полюбившимся школьниками, проходили и в довоенное время, и после войны.

За сутки до смерти Виталий Валентинович, находясь в больнице, слушал по радио «Вести из леса» и радовался, что удалось включить в передачу голоса птиц, записанных на магнитофон.

Умер Виталий Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде в возрасте 65-ти лет.

Виктор Ружников.