Он пишет историю рода

— Моего прапрадеда выслали из Санкт‑Петербурга в 1830-х годах за староверчество. Это были гонения Николая I — последние в истории страны непосредственно на староверов. Так наши предки оказались здесь. Мой прапрадед основался в Бычье. Другие Чуповы заселились в Заозерье и Кильцу. Думаю, заселялись одновременно. Так что все мы, Чуповы, между собой родня. А корни наши – петербургские.

Наш герой – полный тёзка своего прапрадеда, ушедшего от религиозных преследований на край севера. В 2016 году Дмитрий Егорович принял крещение в староверчество. Конечно, в Санкт‑Петербурге, в крещении он Димитрий.

Историю своего рода Дмитрий Егорович Чупов знает отлично. Она передаётся из поколения в поколение. Рассказы о дедах и прадедах слышал в детстве, а взрослым стал обладателем родовых документов. Они не только им бережно сохраняются. Дмитрий Егорович по ним написал настоящую сагу – так древние викинги называли семейные истории нескольких поколений. Она печаталась в нашей газете в 2018 – 2020 годах. Это настоящий научно-исследовательский труд, основанный на уникальных семейных документах и фактах, прекрасно изложенный.

А первые работы Дмитрия Егоровича были опубликованы в «Севере» в 2011 году, одна из них была посвящена сложному островному положению Бычья. И сейчас он пишет свои заметки о природе и погоде, поскольку много лет ведёт свои наблюдения за ними. Но всё же главная тема – род Чуповых в событиях беспокойного XX века. Самый старый из его сохранившихся документов – 1906 года, это свидетельство на землю, выданное во время столыпинской земляной реформы. В этих чуповских документах, записках, фотографиях, письмах родственников почти со всех войн отразился век русской истории. У Дмитрия Егоровича нет специального исторического образования, но он легко ориентируется во всех перипетиях нашей страны благодаря первоисточникам – документам. Конечно, много читает исторической и научной литературы.

А ведь по образованию он ветеринар. По настоянию матери поступил сначала в Нарьян-марский сельхозтехникум, закончил, успел до армии поработать полгода в Карьеполье. После армии вернулся в родное Бычье, начал работать ветврачом, поступил на заочное отделение Ленинградского сельхозинститута. Выдержал при этом немыслимый сегодня конкурс – четыре человека на место! Отучился полных три года, а вот четвёртый курс бросил – появились семья, дети, начал дом свой строить, стало не до учёбы. Тут как тут грянули 90-е годы. Развал начался не только в деревнях-сёлах-совхозах, но и в институте, даже одно из зданий его, как позже выяснилось, продали. Так и остался Дмитрий Егорович с «незаконченным высшим», как принято тогда было писать в анкетах.

Конечно, практика и общение с коллегами развивали бы его профессионализм ветврача, но в 1993 году закрылся совхоз, какое-то время поработал в новом акционерном предприятии завскладом, а с 1997 года стал безработным. Это вовсе не значит, что появилось время на изучение документов. Приходилось выживать и поднимать детей за счёт личного подсобного хозяйства – за счёт привычных, бесконечных, без выходных и праздников забот и трудов. Интересно, кто напишет об этих страницах нашей русской истории, кто обобщит опыт выживания людей в брошенных властью деревнях и сёлах севера в 90 –е годы? Будут ли кому-то интересны эти факты нашей недалёкой истории?

Сегодня Дмитрий Егорович – пенсионер, все обязанности исполнены – дом построен, дети выучены. Время собирать камни — факты и писать историю рода, деревни, поморского характера.

Иногда он провоцирует своими материалами читателей – так получилось со статьёй про морошку. Дмитрий Егорович написал о том, что называться это ягода должна мурошкой, так называли её старики в деревне, и обосновал, почему. Конечно, никакого научного базы под этим не было. Но ведь и пути развития языка неисповедимы!

Для городских фольклористов и любителей старины он – настоящая находка. Участники фольклорных экспедицией из Москвы и Санкт-Петербурга, попадая в Бычье, обязательно записывают его информацию по истории края. Да и сам он – настоящий носитель поморской культуры и говори. Наволоки и пожни, братанушко, татушка, подсуслонники – это не просто напевные и звучные слова, это уходящая уже наша мезенская, поморская, русская культура. А Дмитрий Егорович Чупов – безусловный её ценитель и знаток.

Марина Потрохова. Фото Г. Кубышкиной.