Больше чем хобби

Под таким названием в одном из номеров «Севера» 70-х была опубликована статья внештатного корреспондента В. Федулова о нашем земляке – художнике самоучке В.А. Ермакове. Сегодня хотелось бы вновь вспомнить этого талантливого человека и рассказать о нём, тем более что в этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Наше село Жердь богато своей историей. Жердская земля взрастила много замечательных людей, которыми земляки гордятся за их воинские и трудовые подвиги, за творческие способности. Одним из них был самодеятельный художник    Василий Александрович Ермаков.

Родился   Василий Александрович 9 марта 1931 года в селе Жердь в крестьянской семье Александра Ивановича и Анисьи Фёдоровны Ермаковых. Только беззаботное детство рано закончилось. В мае 1938 года, когда Василию было семь лет, а    сестричке Лиечке всего месяц, скончался после тяжёлой болезни отец. С этого времени Василий стал незаменимым помощником матери во всех делах.

В детские годы был заводилой у ребят, рос боевым мальчишкой. Александр Иванович и его брат Денис Иванович,    любили играть на гармони. После смерти отца дядюшка научил Василия   игре на гармошке. Это увлечение сохранилось на всю жизнь.

В период учёбы в Жердской начальной школе у Василия проявились способности к рисованию. В школе ему доверяли оформлять Доску успеваемости. На переменах он стоял у школьной доски и мелом рисовал красивых лошадей, которые ничем не отличались от тех, что были изображены в журналах. Лошади с малых лет привлекали деревенских мальчишек. Они любили и знали все их повадки, так как много времени проводили на конюшне. У Василия мать работала конюхом.

 В.А. Ермаков рассказывал: «Лошади привлекали силой и красотой, то ли оттого, что я деревенский парень, уважал их как основную силу в хозяйстве….». Рисовал мальчишка и деревенских петухов, которые тоже получались как живые, по клеточкам рисовал портрет Пушкина. Детство Василия совпало с военными годами, поэтому на многих его детских рисунках были изображены танки и самолёты, советские и вражеские. Причём наши наступают, а немцы бегут – такой сюжет неизменен на всех этих рисунках. К увлечению Василия   мать и родственники относились с уважением. Детскими рисунками   была обклеена крышка сундука. Как радовался юный художник, когда тётя Ольга Ивановна подарила ему настоящие акварельные краски!

Закончив в Жерди 4 класса, он продолжил обучение в Дорогорской школе, получив семилетнее образование. После школы работал в колхозе. По направлению от колхоза Василий стал учиться в Архангельской сельскохозяйственной школе по подготовке председателей колхозов. Закончил её, получил так же специальность агронома.

 Армейская служба проходила в Москве. Когда давали увольнительную, посещал музеи, Третьяковскую галерею, где подолгу стоял у полотен знаменитых художников, впитывая в себя красоту искусства,   наблюдая и запоминая особенности в написании картин.    Во время службы Василий заболел, пришлось возвращаться домой. Лечение проходило в областной больнице. Там нарисовал копию с картины Перова «Охотники на привале». Желание рисовать не исчезало, а наоборот становилось больше. Василий даже поступил учиться заочно в Московскую художественную школу имени Крупской. Первые работы выполнял карандашом, а далее занимался копированием картин известных художников Васнецова, Пластова, Степанова, Перова и других.

Только сочетать работу, учёбу, семью было сложно. От учёбы пришлось отказаться, но не от рисования. Односельчане до сих пор помнят написанные им большие портреты А.Г.Торцева, которые висели в школе, ДК, сельсовете, конторе колхоза, праздничные афиши, расписанные дуги для лошадей.

Василий Александрович всю свою жизнь, за исключением нескольких лет, трудился в сельском хозяйстве. Был и рядовым колхозником, и председателем колхоза имени А.Г. Торцева, директором совхоза «Совпольский», председателем рабочкома   совхоза «Мирный», племсовхоза «Мезенский». Он   много работал на руководящих должностях, которые требовали от него большой ответственности.

Василий Александрович в свободное время радостно и увлечённо рисовал. Из-под карандаша и кисти выходили пейзажи, натюрморты, портреты односельчан. Только вот свободного времени для творчества становилось всё меньше, уже не удавалось каждый день посидеть у холста. Хуже было с другим: где достать кисти и краски, так необходимые для художника принадлежности? Когда выбирался в отпуск, покупал, не зная, насколько их хватит. А писал он масляными красками.

Художника Ермакова привлекали героические характеры, такие как: Панфилов, Котовский, Чапаев и многие другие. Прежде чем начать рисовать военачальников, Василий Александрович читал о них книги, чтобы понять характер героических людей.

И хотя многие из его работ — это копии картин известных художников, но и над ними пришлось много поработать. Интересна его копия картины «Купальщица» великого итальянского живописца Андреа Белолли. Попросил нарисовать её друг детства, принеся иллюстрацию из «Огонька». Картина из-под кисти деревенского самоучки получилась! Полюбоваться ею можно и сейчас.

Василий Александрович свои работы не складывал в ящик, а весил на стены построенного своими руками дома. Копируя картину В.М.Васнецова «Богатыри», он нарисовал каждого богатыря отдельно, чтобы украсить простенки между окнами в комнате. До сих пор в доме стоит расписанная им печь, на участке Хрёстная можно увидеть нарисованную балерину на стене избушки.                 

Много творческих задумок имелось у Василия Александровича, но не всему суждено было сбыться. А самая заветная его мечта как художника исполнилась: он создал полотно, изображающее последний бой А.Г. Торцева, своего односельчанина, Героя Советского Союза. Она так и называется «Последний бой». В первом варианте Торцев с пулемётом Дегтярёва был изображён среди валунов в полный рост. Рядом с ним лежал раненный пулемётчик. Но после переписки с однополчанином А.Торцева, бывшего рядом с ним в том последнем бою, после поездки в Мурманск и посещения в краеведческом музее зала боевой славы, Василий Александрович решил создать другой вариант: нарисовать героя с пулемётом, который, укрывшись за большим камнем, ведёт бой с фашистами совершенно один. Вглядитесь в лицо солдата, который знает, что жить осталось мало, а дома его ждут родители, молодая жена, сестра и брат. И хочется верить, что в те последние минуты жизни, когда разил врага из пулемета, вспоминал Александр   близких, родных ему людей, свою малую родину – деревню Жердь.

Василий Александрович Ермаков скончался в возрасте 49 лет, оставив на память о себе картины, в которые вложил вместе с красками свою душу, отношение к природе, к историческому прошлому Родины.

В год 65-летия земляка в Жердской сельской библиотеке состоялось открытие выставки его картин. Большую помощь в её организации оказала вдова художника Калиственья Ивановна. Библиотека на время превратилась в картинную галерею. Всех присутствующих поразило количество картин-копий: «Всадница», «Богатыри», «Весна», «Сергей Есенин», «Охотники на привале» и многие другие. Самая большая «Купальщица» (122×78), а самые маленькие — портреты детей. Во время работы выставки ее посетило около ста человек. Несколько картин, в том числе и «Последний бой», Калиственья Ивановна оставила после закрытия выставки в библиотеке.

Картины Василия Александровича можно увидеть в домах родственников, друзей, и не только. Так, жена художника подарила портрет полного кавалера ордена Славы Н.А. Таранина Дорогорской средней школе, а портрет А.Г. Торцева – библиотеке Дома офицеров в Северодвинске.

6 мая этого года не стало Калиственьи Ивановны, которая почти 41 год очень трепетно относилась к памяти мужа, ко всему, что было создано его руками. До сих пор комната, где Василий Александрович занимался любимым делом, называется «папиной».

Дети, две дочери и сын, которые сейчас уже сами имеют внучат, бережно хранят память об отце, с уважением и любовью относятся к увлечению отца, передают свою любовь внукам.

В написании этого материла мне помогла дочь В.А. Ермакова Марина Васильевна, рассказавшая о своём отце. Также я использовала воспоминания детей, жены, близких родственников нашего земляка-художника.

Картины В.А. Ермакова всегда будут напоминать нам о нём как о творческой личности, удивительно талантливом человеке, которым мы, жердяне, не можем не гордиться.

Анна Чикина, Жердь.