«Когда-то ловить рыбу на удочку считалось пустым времяпрепровождением. В одной лодке — рыба серая, в другой — рыба красная».

Жизнь людей в одинаковых природных условиях похожа. Только отличается традициями, обычаями, оставленными нам предками. Река Мезень была основной дорогой, связывающей соседние деревни, а также кормила и поила жителей. Интересно, что ловля рыбы на удочку считалась пустым времяпрепровождением. Сейчас это отдых, а раньше не было времени прохлаждаться, надо было кормить семью, и традиционные способы ловли рыбы были артельными.

Еще в пятидесятые годы прошлого века после завершения сенозаготовок колхозники из близлежащих деревень (человек по 30-40) собирались и большим неводом вытягивали тоню. Перед этим с мелководий гнали рыбу вниз по течению туда, где на тоне река перекрывалась сетью, и как только рыба набиралась, тут же вытягивали ее неводом. Как рассказывала моя бабушка, за один раз вылавливали по две лодки рыбы. В одной лодке была серая рыба, в другой — красная. Конечно, в те времена моторов не было, и лодки были чуть меньшего размера. И когда спрашивал у бабушки: «А сколько же рыбы на твой пай досталось»? Она говорила, что не помнит, только уточняла, что ей достался туесок красной икры в шесть литров. На протяжении всего года ловили рыбу «мордами», осенью кололи рыбу острогой. На отмелях ловили речного гольяна, молодь речной рыбы, «меёв», «ёс». Как рассказывали жители деревни Шегмас, если бы не гольян, «меёв», в годы Великой Отечественной войны никто бы не выжил. Эта рыба спасла им жизнь. Сегодня все эти способы ловли рыбы считаются нарушениями правил рыболовства, причем «грубыми нарушениями», что может повлечь за собой уголовное преследование. В деревне Латьюга два брата сетью поймали семь килограммов разной рыбы: щуки, окуня, плотвы, хариуса. А их, в свою очередь за это «поймали» надзорные органы. Возбудили дело, и суд присудил им шесть месяцев исправительных работ, правда, условно.

В быту обычай могущественнее закона. Все, в том числе и Президент, говорят, что надо сохранять традиции. А получается, кто живет по традициям, тот по законам Российской Федерации является нарушителем, а то и «уголовником». Как писал юрист Н.П.Загоскин: «Отношения юридической жизни всякого народа… далеко не исчерпывается писаным правом; наряду с последним в жизни всякого народа действуют также нормы права неписаного, живущего в народной памяти». Значительная часть отношений и сегодня определяется традициями, обычаями. Царица Екатерина в одном из Наказов отмечала: «Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа. Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями». Государственная юстиция игнорирует суть конфликта, концентрируется на формальных признаках возникших отношений, между тем, традиционное право учитывает все обстоятельства, ориентируется на поиск справедливости. Однако, законодательная власть не может напрямую устранить действие традиционного права. Обычай так могущественен в быту, что, пожалуй, выведет из употребления закон, направленный против его применения.

Почему стало мало сёмги?

Фонд «Серебряная тайга», реализуя проект «Модельная река Мезень», старается найти выход из сложившейся ситуации. Конечно, в рамках проекта невозможно решить все проблемы, но эту площадку нам, жителям бассейна Мезени, необходимо использовать — создавать общественные организации и через них пробовать самим решить проблемы нашей общей реки.
Сети, в основном, капроновые, появились в шестидесятые годы прошлого века. Тогда стали интенсивно ловить сёмгу в русле Мезени, устраивая «заездки». Тогда же стали доступны плавные сети. Да и у жителей появилось свободное от основной работы время. Как раз в эти годы начало интенсивно сокращаться поголовье сёмги. Перелов — это одна из причин снижения численности семги. Вторая причина, по моему мнению, это интенсивные ядерные испытания, которые, в основном, проводятся в море. За один день на полигоне «Новая Земля» проводилось до четырёх ядерных испытаний, и использовались не килотонные устройства, как на Семипалатинском полигоне, а ракеты и бомбы мощностью до нескольких мегатонн. Это ли не воздействие на ресурсы моря, где нагуливает массу тела сёмга. 

Пора написать книгу «Как не следует вести лесозаготовки!»

Следующая проблема для Мезени — это крупномасштабные лесоразработки. Мы в Удорском районе помним и никогда не забудем «лесоизведение» в 70-90-е годы прошлого века, когда лес, как траву, выкашивали по 50 тысяч гектаров в год. В истории Мезени не было другого такого периода опустошения. И вот с приходом в Лешуконский район Архангельской области Группы компаний «УЛК», я считаю, что нас ожидает вторая волна массового сведения лесов в бассейне Мезени. С увеличением объема лесозаготовок возрастает и социально-экологическая напряженность. Все это следствие политики лесопользования, в результате которой территория и ресурсы не являются национальным богатством и собственностью народа, проживающего по берегам Мезени. Противоречия закреплены в Лесном Кодексе, где лес — федеральная собственность, а местному населению отведены права только на гнилой валёж. Крупномасштабные вырубки приведут к массовой смене темнохвойных лесов на мягколиственные на 80% площадей. Это, в свою очередь еще более усугубит ухудшение гидрологического режима рек бассейна Мезени, приведет к дальнейшему сокращению годового стока на 20-25%, будут высыхать ручьи и реки, сократится численность и видовой состав рыбного стада. Изменится и видовой состав животных и птиц. Конкретные параметры изменений прогнозировать достаточно сложно, но в Удорском районе имеется негативный опыт массовых и исторически кратковременных воздействий на природную среду. Может быть, нужно на примере лесозаготовок в Удорском районе написать книгу «Как не следует вести лесозаготовки!». Общественность это понимает, когда поймут власть предержащие?

Свое повествование хочется закончить словами Николая Грибачева:

«Не лжет природа.

Мы ей лжем,

Когда, торя пути кривые,

Приходим в чащи вековые

С машиной, с топором, с ножом.

Приходим, чтобы убить ее

И новой бойне научиться,

Забыв, что наше бытие-

Лишь бытия ее частица.

«Потом вернем!» — клянемся мы,

Но клятве той не верим сами.

И под зарю блестят слезами

Опустошенные холмы».

Альберт Логинов. Фото автора.