В прошлом году отмечался 100-летний юбилей знаменитого писателя, уроженца Пинежского района Фёдора Александровича Абрамова. Он родился 29 февраля 1920 в старинном селе Веркола, что стоит на красивом и высоком берегу реки Пинеги. С раннего детства автор познал все тяготы северной, деревенской жизни, но именно оттуда пришла его любовь к родной земле, природе и окружающим его людям, к его землякам. Поэтому неслучайно действия многих его произведений происходят в родных и дорогих для Федора Абрамова северных краях.
К юбилею писателя в свет вышли новые сборники его произведений, а также книги о нём. Поступили они и в крупные библиотеки Мезенского района. С некоторыми из них хотелось бы познакомить наших читателей.
«Летопись жизни и творчества Фёдора Абрамова» ( СПб.: Мiръ, 2017 – 2019). Автор Геннадий Георгиевич Мартынов — известный петербургский литературный историк и библиограф. Книга первоначально была задумана пятитомником, но в свет пока вышли три первых тома. Данное издание является первым систематизированным сводом сведений о биографии, писательской и общественной деятельности Фёдора Абрамова – автора книг, вошедших в золотой фонд отечественной словесности второй половины ХХ века. Работа автора над этим произведением была начата при непосредственном участии жены писателя Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой. Книга первая посвящена «долитературному» периоду жизни Фёдора Абрамова – до выхода в свет его первого художественного произведения. Вторая книга охватывает период жизни автора, когда он приобретает широкую известность сразу же после публикации своего первого романа «Братья и сёстры». В основу повествования третьего тома легли истории нелёгкого пути к читателю романа «Две зимы и три лета», ставшего одним из самых известных произведений отечественной литературы, работа над не менее известной трилогией, посвящённой судьбам трёх поколений русских женщин, – повестям «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька». А также работа Фёдора Александровича над будущим романом-эпопеей «Чистая книга». Издание повествует о биографии, о творчестве незаурядной личности русского писателя, о личных и творческих взаимоотношениях Фёдора Абрамова с такими знаменитыми писателями, как Александр Твардовский, Александр Солженицын и Василий Белов. Особо нужно отметить тот факт, что в основу всех трёх томов «Летописи» вошло много ранее неопубликованных материалов, дневниковых записей и сведений из личного архива Фёдора Александровича Абрамова.
«Великий счастливец: биография Фёдора Абрамова» — (Архангельск: КИРА, 2019) биография, написанная к столетию Фёдора Александровича известным архангельским журналистом, работавшим много лет и в редакции нашей районной газеты «Север», Сергеем Николаевичем Доморощеновым. Некоторые документы и материалы о писателе, собранные журналистом в течение нескольких лет, здесь публикуются впервые. В книге нашли своё отражение раннее детство будущего писателя и его школьные годы, учёба в Ленинградском государственном университете, военное время, когда тяжело раненный боец Абрамов чудом остался жив. «Великим счастливцем» называл себя сам писатель, потому что не погиб в Великой Отечественной войне. «Великим счастливцем он был и потому, что познал читательскую любовь»,- пишет автор.
«Всамделишные истории» (Архангельск: Арх. литературный музей, 2019). Автор книги Людмила Егорова – прозаик, публицист, член Союза журналистов и Союза писателей России, фотохудожник. В основу книги легли её воспоминания о многочисленных поездках на родину Фёдора Александровича в село Веркола, знакомство и долгие беседы писателя с земляками, многие из которых стали прототипами героев его известных произведений. Именно им и посвящена эта книга, но в ней они предстают перед читателем под своими настоящими именами и фамилиями, и каждый со своей историей. Также в книгу вошли очерки и фотоработы автора, посвященные жизни и творчеству выдающегося писателя, сделанные в разные годы. Отдельными главами выделены фотопортреты из цикла «Пинежье – родина Фёдора Абрамова», а также воспоминания о Фёдоре Александровиче писателя Юрия Галкина, к мнению которого он всегда прислушивался.
«Душа и слово» (Архангельск: Лоция, 2020). В книгу вошли статьи, выступления и размышления Фёдора Абрамова о литературе, об искусстве, о слове и творчестве, о судьбе всей страны, народа и человека, а также наиболее значимые статьи и выступления писателя на философские, социальные, духовно-нравственные темы. Жить по совести, нести добро и свет истины, охранять и приумножать наше духовное и природное наследие, беречь живое, одухотворенное слово в противовес слову мёртвому, казённому, изуродованному ныне, — к этому призывает в своей книге читателей Фёдор Александрович.
«О войне и о победе» (Архангельск: Лоция, 2020). Впервые эта книга была издана в 2005 году. В ней собраны художественные и документальные произведения Фёдора Александровича о Великой Отечественной войне и Победе. Среди них уникальные дневниковые записи времён войны и последующих лет. В книгу вошли глава из знаменитого романа «Две зимы и три лета», а также повести и рассказы, большей частью не завершённые, но значимые, свидетельствующие о многолетних рассуждениях писателя о минувшей войне. В большинстве своих произведений Фёдор Абрамов убеждал читателей: жить и работать надо по высшим законам совести и справедливости, с сознанием вечного и неоплатного долга перед погибшими.
«В Питер за сарафаном» (Тула: Борус-Принт, 2020). Этот сборник вышел в свет благодаря исследователю истории и культуры Пинежья Олегу Ботову, именно он организовал сбор средств среди почитателей творчества Фёдора Александровича для издания этого замечательного произведения отдельной книгой. Помимо самого рассказа о простой молодой девушке, отправившейся пешком с Пинежья в Питер за сарафаном, который не оставит равнодушным читателя любого возраста, в книге дана биографическая справка о писателе. Примечательно также то, что сборник прекрасно проиллюстрирован нашим земляком, художником Александром Тяриным.
«Непро100 Абрамов» (Северодвинск: [б.и.], 2020). Так называется книга комиксов, созданных по мотивам шести произведений Фёдора Абрамова: «О чём плачут лошади», «В Питер за сарафаном», «Жила-была семужка», «Про Василия Ивановича», «Из колена Аввакумова», «Потомок Джима». Также в сборник вошли работы победителей городского (г. Архангельск) конкурса стрипов (коротких комиксов) по мотивам рассказов писателя. Книга создана с надеждой, что творчество Фёдора Александровича станет немного ближе подрастающему поколению, найдёт отклик в душе современных школьников, а взрослым читателям позволит увидеть знакомые произведения в новом ракурсе.
«Рассказы» (Архангельск: [б.и.], 2019). Детских произведений Фёдор Александрович не писал, но проникновенное слово Абрамова доступно для понимания не только взрослым, но и детям. Некоторые из его рассказов будут понятны, интересны и близки юному читателю. Конечно, в первую очередь это произведения, в которых автор рассказывает о детях. Многие рассказы в этой книге посвящены природе. «…Писатель умеет видеть красоту родного Севера, видеть не только глазами, но и сердцем, и учит нас так смотреть…» — так пишет о книге Елена Галимова, автор предисловия. Если книга – детская, то важно, чтобы она была хорошо проиллюстрирована, так как рисунки помогают маленьким читателям понять прочитанное. С этой задачей прекрасно справилась молодая архангельская художница Татьяна Ермакова. Кроме всего прочего, книга стала победителем регионального конкурса Архангельской области «Книга года — 2019» сразу в двух номинациях: «Лучшее художественное оформление издания» и «Книга для всей семьи». Можно с уверенностью сказать, что выход в свет этого сборника — событие уникальное. Благодаря щедрому подарку от архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова, сборник поступил во все мезенские библиотеки.
С этими книгами и другими новыми переизданиями произведений Фёдора Александровича Абрамова, такими как «Деревянные кони», «О чём плачут лошади», «Трава-мурава» вы можете познакомиться в Мезенской центральной библиотеке им. К. С. Бадигина, а также в некоторых сельских библиотеках района.
Анна Сафонова, зав. сектором комплектования Мезенской межпосеенческой библиотеки.